Тернистый путь сооружения канала

Тернистый путь сооружения канала

В день 25 апреля 1859 года, когда Фердинанд Лессепс близ старого рыбацкого поселка Саид торжественно вонзил в землю лопату, он пообещал, что в течение шести лет построит канал.

В 1865 году он посулил акционерам, что первое судно пройдет по каналу в конце 1868 года.

Праздновали наступление Нового, 1869 года, а стройка на участке у Горьких озер была далека от завершения.

Исмаил-паша проявлял нетерпение. Все более решительно требовал от Лессепса ускорения работ.

В марте вода из Средиземного моря пришла в Горькие озера, а в октябре Горькие озера были соединены с Красным морем.

Но поскольку уровень Горьких озер значительно ниже уровня обоих морей, нужно было подождать определенное время, пока полтора миллиарда кубических метров воды не восполнят разницу. В конце октября уровень воды в Горьких озерах сравнялся с уровнем воды в морях.

Тем не менее оставалось еще много работы по завершению строительства молов, строений, коммуникаций, укреплению берегов.

Но Исмаил-паша не желал больше ждать.

Он назначил торжественное открытие этого важного водного пути мира, который должен был сократить плавание из Европы в Индийский океан на 2 тысячи километров, а из Лондона в Кувейт — на 10 тысяч километров, на 17 ноября 1869 года. С того дня, когда официально была названа эта дата и Исмаил-паша с радостью и гордостью подписывал своим новым наследственным титулом хедива приглашения, адресованные королям и принцам, государственным деятелям и генералам, дипломатам и ученым, художникам и инженерам, среди строителей царила нервозность.

Хедив настаивал, чтобы церемония открытия состоялась 17 ноября 1869 года. Инженерам не оставалось ничего иного, как обратиться к испытанному способу «потемкинских деревень».

2 ноября, за две недели до запланированного торжества, землечерпалка натолкнулась в русле канала у Халуфа на мощный скальный массив на глубине 4,5 метра.

Машина безнадежно застряла. Инженеры долго рассуждали, можно ли применить взрывчатку. Грозила опасность разрушения берега или повреждения русла, а для восстановительных работ времени не оставалось.

В конце концов после вмешательства Лессепса и по его приказу скала была взорвана.

Но тут же обнаруживались другие неполадки, которые нужно было срочно, частью ночью, при свете факелов, устранять. 



Назад в раздел