Британский министр иностранных дел признает, что Суэцкий канал вовсе не «зловонная канава»

Британский министр иностранных дел признает, что Суэцкий канал вовсе не «зловонная канава»

27 апреля 1862 года был положен первый камень в строительство города Тимсах, позже переименованного в Исмаилию, а 18 ноября этого же года был закончен начальный важный участок канала от Средиземного моря к озеру Тимсах.

По этому случаю Лессепс устроил большие торжества. Гости приехали особым поездом из Каира в Эз- Заказик и оттуда приплыли на лодках по только что законченному каналу. В Тимсахе гостей приветствовали музыкой. Торжественно прозвучал французский гимн, а минуту спустя оркестр заиграл «God save the queen» («Боже, спаси королеву»).

Сделал ли это Лессепс злонамеренно?

Звуки английского гимна имели особую окраску на большом празднестве в Тимсахе. В Египте проводил «отпуск с лечением» сэр Генри Булвер. В торжествах в Тимсахе он, конечно, участия не принимал. Целью «лечебного отпуска» Булвера было увидеть собственными глазами, как обстоят дела с этой канавой и кто, собственно, правит в Египте, Мухаммед Саид или паша Лессепс, как говорил британский министр иностранных дел.

Сэр Генри Булвер был человеком рассудительным, дипломатом с широким кругозором и богатым опытом. И то, что он увидел в Египте — на перешейке и в Каире,— его ужаснуло.

«Многие из тех, кто в Англии писал о канале, серьезно недооценили то, что было сделано, и переоценили те трудности, которые стоят еще перед строителями. Работы на строительстве канала идут полным ходом. Кажется, что единственная проблема здесь — это деньги. Возглавляет предприятие человек чрезвычайно активный, целеустремленный и упорный. Он окружил себя людьми способными, решительными и опытными. Эти люди, и прежде всего французы, делают свое дело с чувством национальной гордости и с огромной любовью. Все это я видел собственными глазами, иначе, признаюсь, не поверил бы, что здесь все обстоит именно так».

Это письмо Булвер адресовал не жене и не другу, а министру иностранных дел Великобритании. Конечно, адресата оно обрадовать не могло. И чтобы у министра не создалось впечатление, будто Булвер ослеплен успехами французов, он добавил: «Я твердо убежден, как и прежде, что железная дорога имеет свои преимущества по сравнению с каналом. Но в то же время не считаю канал чем-то абсолютно ненужным. Если мы удержим и дальше первенство на морях, то именно нам, а не какой- то другой нации будет по плечу овладеть им. И это необходимо сделать, потому что Порт-Саид, Тимсах и Суэц вот-вот станут французскими городами, а зона канала — французской территорией. Поэтому мои оговорки касаются не канала вообще, а только канала, который строит французская компания». 



Назад в раздел