Дебаты по поводу целесообразности строительства канала

Дебаты по поводу целесообразности строительства канала

Депутат из Шеффилда Ройбак потребовал, чтобы в палате общин была поставлена на голосование следующая резолюция: «Сила и влияние Англии не должны быть использованы с той целью, чтобы заставить султана не дать согласие на строительство канала на Суэцком перешейке».

Свое предложение Ройбак обосновал следующим образом: «По моему мнению, пожертвовали честью Англии, ее доброе имя очернено. Мы действовали эгоистично, недостойными методами. Парламент ни разу не был ознакомлен с какими-либо техническими трудностями предприятия. Здесь постоянно говорилось только о политических соображениях и в том смысле, что строительство канала противоречит интересам Англии».

Кто же ответит Ройбаку? Премьер-министр?

Лорд Эдуард Дерби продолжал сидеть в своем кресле.

Министр иностранных дел лорд Малмсбери?

Он также молчал.

И тут поднялся известный инженер Роберт Стефенсон. Присутствовавшие с огромным вниманием выслушали исторические слова:

- Канал был бы не чем иным, как зловонным рвом.— И пояснил: — Исследования французских и австрийских инженеров, как и мои собственные, показали, что различие в уровне морей минимальное, поэтому нельзя рассчитывать на какое-либо течение. Канал, построенный за большие деньги, превратится в ров, если в него не будет постоянно поступать вода. Он предстанет в действительности дурно пахнущей сточной канавой.

А затем к трибуне приковылял старый лорд Пальмерстон. На этот раз уже не как глава британского правительства, но все же как достаточно влиятельное лицо британской политической жизни. Сейчас, как политический деятель без официальной должности в правительстве, он мог себе позволить говорить обо всем без каких-либо оглядок.

- Господа, это самый большой мыльный пузырь, каким когда-либо пытались обмануть доверчивых и простодушных людей на земле. Господин Лессепс — иностранный предприниматель, который преследует собственные цели, Я хочу подчеркнуть, что в этом вопросе у нас есть свои расчеты, о которых мы не должны забывать. Открытие водного пути между Средиземным морем и Индийским океаном, который окажется в руках другого государства, противоречит нашим интересам. 



Назад в раздел