Канал со шлюзами или без?

Канал со шлюзами или без?

После многочасовых дебатов французские инженеры согласились с доказательствами Негрелли. И только английские инженеры настаивали на окольном варианте. Однако при голосовании большинство высказалось за прямой канал.

Затем началась упорная борьба по второй ключевой проблеме: канал со шлюзами или без них.

Доводы в пользу шлюзов у устья канала были серьезны. Шлюзование позволило бы сделать дно канала на полтора метра выше. Это уменьшило бы массу выкопанного грунта на 17 миллионов кубометров. Кроме того, шлюзы защищали бы канал от заноса песком и илом и от воздействия морских течений.

Но и противники шлюзов — главным оратором здесь был Негрелли — приводили не менее основательные аргументы, которые отстаивали очень усердно. Они утверждали, что экономию при данных работах поглотило бы строительство высоких дамб в Горьких озерах и что 330 миллионов квадратных метров водной глади этих озер вполне достаточно для сдерживания морских течений. Самый веский аргумент был тот, что система шлюзов существенно ограничила бы проход судов.

Но сторонники шлюзов не сдавались. Дебаты затянулись до глубокой ночи и, казалось, перекинутся и на другой день.

И здесь в спор вмешался Льёссон, гидрограф французского императорского флота. Он выдвинул очень мудрое решение: построить пока канал без шлюзов. Если окажется, что шлюзы необходимы, их можно будет построить дополнительно.

Абсолютное большинство участников заседания проголосовало за предложение Льёссона.

Фердинанд Лессепс почти не вмешивался в споры. Он слабо разбирался в технических сложностях. Но он неутомимо работал за кулисами. С самого начала Лессепс встал на сторону Негрелли. В строительном деле он был профан, но как предпринимателю ему нравился проект своей простотой и ясностью. Еще до начала заседания он сказал Негрелли: «Вы — главная опора идеи канала без шлюзов».

Другие вопросы не вызвали больших споров. Международная комиссия единодушно пришла к выводу, что минимальная глубина канала должна быть 8 метров. Ширина канала на участке от Суэца до Горьких озер должна составить по поверхности 100 метров, а по дну 64 метра, между Горькими озерами и Порт-Саидом соответственно 80 и 40 метров. Принято было также окончательное решение относительно северного устья канала: здесь будут построены две дамбы длиной 400 метров, а за ними два порта площадью 72 и 64 гектара. Комиссия рассмотрела также проблемы обеспечения зоны канала пресной водой, телеграфной связью и освещением.

Заключительное заседание состоялось 25 июня. 



Назад в раздел