Нелёгкий выбор оптимального плана строительства

Нелёгкий выбор оптимального плана строительства

С первого же дня работы экспертов развернулась бурная дискуссия по ключевой проблеме.Александрия или Пелузиум? Прямолинейный или кружной путь?

Сторонники непрямого соединения выдвигали следующие аргументы. Александрия как порт имеет огромное значение для мировой торговли и торговых связей Египта. С постройкой канала по прямой Александрия деградирует до уровня военной морской базы, порта каботажного плавания. И хотя в этом случае канал на 100 километров короче, выгода эта кажущаяся. Торговые суда, плывущие из крупных средиземноморских портов, таких, как Марсель и Триест, на своем пути на восток не могут миновать Александрию. Поэтому им все равно, плыть ли вдоль побережья к устью канала на перешейке или внутриконтинентальным путем к Суэцу. Последний вариант более безопасный, а также с торговой точки зрения более выгодный. И наконец, еще один важный вопрос — техническая сторона проекта. Конечно, мощные песчаные наносы на равнине Тина в течение нескольких тысяч лет стабилизировались на определенном расстоянии от береговой линии, но нельзя исключить, что искусственное вмешательство, каким будет углубление фарватера в море на протяжении 8 километров от побережья, может нарушить равновесие между действием приливов и рельефом морского дна. Один сильный шторм может сдвинуть миллионы кубометров песка в углубленное русло канала и тем самым уничтожить многомесячный труд людей в течение нескольких часов.

У приверженцев прямого варианта были свои доводы.

Кратчайшее соединение двух морей несет бесспорные преимущества для транспортной связи между южной Европой и Индией. Не следует настаивать на исходе канала у Александрии, если даже торгово-экономическим интересам города будет нанесен ущерб. Речь ведь идет не о судьбе одного порта, а о транспортной артерии мирового масштаба. Что же касается технической стороны, то Негрелли имел здесь важный козырь в руках. Он детально изучал этот вопрос на месте еще по поручению Исследовательского общества. Чтобы избежать роковой равнины Тина, он предложил строить порт в 18 километрах западнее Пелузиума, напротив античного Саида. Канал при этом оказывался длиннее на 6 километров, но зато можно было сэкономить на углублении фарватера в море, ибо у Саида необходимая глубина моря начинается на меньшем расстоянии от берега, чем в заливе Эт-Тина. К тому же здесь нет угрозы песчаных наносов, а порт будет защищен от неблагоприятных западных ветров. 



Назад в раздел