Пять основных проектов прокладки Суэцкого канала

Пять основных проектов прокладки Суэцкого канала

23 июня в восемь часов утра Лессепс открыл заседание международной комиссии по Суэцкому каналу. В нем принял участие также представитель Мухаммеда Саида, инженер Мужель. В своем кратком, но изысканном выступлении Лессепс подчеркнул, что впервые в истории человечества произошла встреча таких выдающихся инженерных умов. И он был прав.

На шести заседаниях международная комиссия должна была обсудить пять проектов прокладки канала. Из них лишь два предполагали прямое соединение морей. Их авторами были Алоис Негрелли и два инженера, находившиеся на службе правительства Египта, Линан и Мужель.

Линан и Мужель исходили из идеи инженера Лепера. Трасса канала вела от Суэцкого порта к Горьким озерам. Оттуда она продолжалась до озера Тимсах, от него к озеру Баллах, к восточной оконечности озера Манзала и далее к побережью Средиземного моря. Канал впадал в море на равнине Тина, непосредственно у развалин древнеримского Пелузиума.

Проект Негрелли отличался от предложенного им же ранее. Устье канала в Средиземном море он отодвинул дальше на запад, отчего канал принял иное направление. От Средиземного моря трасса канала шла прямо на юго-запад, к восточному берегу озера Манзала и дальше к озеру Баллах. На участке между озерами Баллах и Тимсах она огибала полукругом холмы Эль-Гизр, продолжалась в небольшом озере Тимсах, поворачивала на юго-восток и проходила через Горькие озера. Оттуда канал шел прямо на юг и западнее Суэца выходил в Красное море. Это был наикратчайший путь между двумя морями. Он не требовал никаких шлюзов и искусственных углублений. Соединение озера Тимсах с Нилом не планировалось.

В других проектах, Лепера, Барро и Талабо, исходом канала была Александрия. Такой вариант, по-видимому, вызван был политическими соображениями. Он предполагал непосредственную связь Египта с водным путем мирового значения. Проект Лепера был в какой-то мере компромиссом между прямым и непрямым вариантами, использовал искусственное русло эпохи фараонов, а также рукава Нила и предназначался для судов малого тоннажа.

Что касается проекта Талабо, то он был настолько фантастичен, что казалось, его выдвинул не инженер Талабо, а писатель Жюль Верн. От Суэца к озеру Тимсах канал имел примерно то же направление, что и в проекте Линана и Мужеля, затем резко сворачивал на запад, используя долину Тумилат, и вблизи Каира, у вершины дельты, впадал в Нил возле недостроенной плотины. Плотину начали возводить двадцать лет назад, в период правления Мухаммеда Али, но она все еще не была закончена. На случай завершения стройки Талабо планировал строительство через водохранилище водного тоннеля. Далее канал продолжался по водному «мосту» длиной 1 километр, шириной 25 метров и глубиной 8 метров на высоте 12 метров над уровнем Нила. Разницу с уровнем моря в 44 метра должны были свести на нет 24 шлюза.

Барро в своем проекте избегал сложного решения у вершины дельты и трассу канала планировал от Александрии через залив Абу-Кир севернее озера Идку до Розетты, где она пересекала западный рукав Нила и вела вдоль озера Буруллус параллельно побережью до Думьята, где вновь шла поперек одного из нильских рукавов и соединялась с озером Манзала. Пройдя сквозь озеро, сворачивала на юг, оставляя с восточной стороны руины Пелузиума, затем пересекала западную часть озера Баллах и от озера Тимсах брала направление, близкое к проектному у Негрелли. 



Назад в раздел