Краткое содержание документа, по которому исключительные права на строительство канала принадлежали Лессепсу

Краткое содержание документа, по которому исключительные права на строительство канала принадлежали Лессепсу

Статья 1 содержала следующее:

«Компания, основанная нашим другом Фердинандом де Лессепсом на основании разрешения, полученного им 30 ноября 1854 года, должна построить на свои средства, на свой страх и риск все сооружения. Во-первых, морской канал для крупных судов между Суэцем на берегу Красного моря и Пелузийским заливом Средиземного моря. Во-вторых, канал для нильского судоходства, который соединит Нил с вышеуказанным морским каналом. В-третьих, две ветки от нильского канала для орошения и обеспечения пресной водой в двух направлениях — к Суэцу и Пелузиуму. Работы должны вестись таким образом, чтобы быть законченными через шесть лет при условии, что не возникнут какие-либо препятствия и задержки чрезвычайного порядка».

Статья 2 содержала такую формулировку:

«При всех обстоятельствах из числа занятых на стройке четыре пятых будут составлять египтяне».

В следующих статьях уточнялись некоторые технические требования к строительству морского и пресно­водного каналов. Компания должна была также построить необходимые портовые сооружения на побережье Средиземного и Красного морей, а также порт на озере Тимсах. Кроме того, содержать на свои средства морской канал, порты и пресноводные каналы в хорошем состоянии.

В статье 9 египетское правительство оговаривало свое право назначать в Административный совет особого уполномоченного, содержание которого оплачивала бы компания и который бы защищал права и интересы египетского правительства.

Во второй части документа, названной «Концессия», в статье 10, говорилось:

«Египетское правительство разрешает Компании за то, что она построит канал и другие вышеуказанные сооружения, использовать без обложения налогами всю землю, которая ей для этой цели необходима и которая не принадлежит частным лицам. Разрешает также использовать всю до сих пор невозделываемую землю, не принадлежащую частным лицам, которая будет обра батываться и орошаться на средства и риск Компании».

Согласно статье 13, компания получала право на период действия концессии добывать камень из всех карьеров и каменоломен, не являвшихся собственностью частных лиц, при этом компания не выплачивала налоги или вознаграждения. Далее, египетское правительство освобождало компанию на период строительства или эксплуатации от всех импортных и экспортных пошлин при ввозе любого материала и товаров, необходимых для производства работ.

Статья 16 определяла время действия компании сроком на 99 лет со дня окончания строительства и открытия морского канала для прохода крупных судов. По истечении этого срока канал переходил в собственность египетского правительства, которое обязывалось заплатить компании сумму в соответствии с дружественным соглашением или правительственным определением.

Статья 19 гласила:

«Составить список основателей, которые своим трудом, усилиями и капиталом помогли осуществить это предприятие до создания Компании. Десять процентов чистой прибыли будет разделено между основателями, их наследниками или лицами, ими указанными».

Эта статья стала предметом споров и судебных процессов после первой мировой войны. Основателей назвал Лессепс. Он несколько раз уточнял перечень, дописывал, вычеркивал. Первоначальный список, где фигурировали имена Негрелли и Брука, так и не был найден. И когда после первой мировой войны седоволосая дама потребовала в парижском гражданском суде восстановления своих прав наследницы как дочери Алоиса Негрелли, то процесс со Всеобщей компанией Суэцкого морского канала она проиграла.

Согласно статье 20,Лессепс обеспечил себе работу до конца жизни:

«Без учета срока, необходимого для проведения работ, наш друг господин Фердинанд де Лессепс займет пост президента Компании и управлять ею будет как первый основатель в течение 10 лет, начиная с первого дня 99-летнего срока».

В статье 21 определялось название компании — Сompagnie Universelle du Canal Maritime de Suez (Bceобщая компания Суэцкого морского канала) — и в качестве условия для утверждения устава, как это было принято у акционерных обществ, называлось общее количество денежных средств, необходимых для строительства. Эта сумма определена была в 200 миллионов франков, разделенных на 400 тысяч акций по 00 франков. 



Назад в раздел