«Карты в рукаве» Лессепса

«Карты в рукаве» Лессепса

Комиссия изучила имевшиеся проекты, однако отдать предпочтение какому-либо из них тут же, за столом заседаний, отказалась. И здесь проявилась поразительная подготовленность Лессепса, его исключительный организаторский талант.

8 ноября из Марселя в Александрию отправилась под руководством Лессепса группа из 14 человек — Макклейн, Конрад, Рено, Льёссон, Негрелли, Палеокапа, Лентце, швейцарский архитектор Куби, венский врач Ганц, супруги Лафосс, приятели Лессепса, Бартелеми Сен-Илер, близкий соратник Лессепса, и пятнадцатилетний сын Лессепса Шарль. Палеокапа и Лентце в дороге заболели и вынуждены были остаться на Мальте.

Гостям оказан был в Египте блестящий прием. Встречу финансировал и принимал в ней участие сам правитель Египта.

Это нельзя было даже сравнивать с тем, как принимали двадцать два года назад Анфантена и его товари­щей.

Но в одном их судьба была схожей. Саид-паша заявил инженерам, что, прежде чем заняться каналом, они должны совершить инспекционную поездку вверх по течению Нила и дать свои предложения по вопросам орошения в долине реки. Итак, все это пестрое общество на комфортабельных судах отправилось по Нилу на юг, через древний Ликополис, с осмотром Луксора и руин Фив, к первым нильским порогам у Асуана, откуда продолжило свой путь на лошадях к южной границе.

После возвращения в Асуан группа инженеров написала подробный отчет с рекомендациями по созданию оросительных систем в верхнем и среднем Египте. Затем все вернулись в Каир, откуда 15 декабря выехали в Суэц.

Двухнедельное путешествие по Нилу, полное разнообразных впечатлений, вновь и вновь убеждало его участников, каким почетом пользуется Лессепс в Египте. Именно этого и хотел достичь Лессепс. Ему необходимо было привлечь на свою сторону известных специалистов. Негрелли был поражен возможностями Лессепса, его знанием восточного мира.

Госпожа Лафосс писала в письме мадам Деламалль из Египта:

«Если бы вы видели, как здесь весь свет танцует вокруг вашего Фердинанда! Все его обнимают. Он насто­щий король Александрии. Произнести здесь его имя — это все равно что сказать: «Сезам, откройся!»

Затем группа инженеров в прекрасном настроении, не уставая восхищаться своим руководителем, отпра­вилась на перешеек и прошла всю трассу от Суэца до средиземноморского порта Пелузиума. Они осмотрели также гору Атака на юго-западе от Суэца, с тем чтобы определить, не пригоден ли ее скальный массив в качестве строительного материала.

К Новому, 1856 году комиссия вернулась в Александрию. В кратком предварительном отчете о результатах инспекции комиссия склонялась к признанию вариант; Негрелли: прямое соединение двух морей без шлюзов и с дополнительной веткой, которая связала бы Нил с каналом. В отчете подчеркивалось, что проект технически осуществим. Расходы на строительство определены были примерно в сумме 200 миллионов франков, так что предприятие было бы и с экономической точки зрения рентабельным. Рекомендовалось также, чтобы канал выходил в Средиземное море против античного Саида, у Пелузиума, как первоначально советовал Heгрелли. Комиссия подтвердила точку зрения Негрелли что в этом месте нет угрозы песчаных наносов и берег здесь достаточно защищен от западных ветров. 



Назад в раздел