Лессепс сдаёт позиции

Лессепс сдаёт позиции

Лессепс вернулся в Париж, а оттуда уехал в провинцию, в имение мадам Деламалль. Но вовсе не для того, чтобы жить жизнью помещика. Охотничий замок Ла Шенэ он превратил в главный штаб наступления против противников канала. Здесь Лессепс писал письма, заявления, меморандумы, собирал все заметки, появлявшиеся в мировой печати, и, главное, даже малейшие сообщения о реакции в Англии, где ему все же удалось посеять сомнения касательно упорства и неуступчивости лорда Пальмерстона.

Он посылал также пространные записки императору Наполеону III, прося его и впредь оказывать ему поддержку в этом благородном деле.

Однако Наполеон III в своих симпатиях к плану Лессепса стал проявлять осторожность. Давление со стороны правительства Великобритании было таким сильным, что он вынужден был ему уступить.

Британское правительство новую позицию Франции восприняло с большим удовлетворением. Осталось только заставить замолчать господина де Лессепса. Французский посол граф де Персиньи заверил британское правительство, что все дело потерпит крах, как только широкие круги узнают, что у Лессепса нет поддержки ни со стороны французского, ни со стороны английского правительства.

Баланс был неутешительным для Лессепса. Султан отказался дать согласие на строительство, английское правительство проявляло непоколебимость, французское правительство перестало его поддерживать. Кажется, на его стороне остался только старый друг Саид-паша.

Но вопреки очевидности Лессепсу удалось сделать очень удачный ход в этой малообещающей партии.

30 октября в Париже собралась международная комиссия инженеров, которая должна была обсудить проект канала, разработанный Линаном. На встречу приехали Рендель и Макклейн, инженеры из Лондона; Конрад, ведущий инженер гидротехнических сооружений в Голландии; Лентце, министр торговли и общественных работ и главный инженер-гидротехник Пруссии; Палеокапа, инженер и министр общественных работ в Сардинии; Рено, генеральный инспектор и член генерального совета строительства дорог и мостов во Франции; Льёссон, инженер-гидротехник императорского флота в Па­риже, и Алоис Негрелли. Уже на первом заседании рекомендовано было пригласить для работы в комиссии и других специалистов, а именно: Мэнби, секретаря Института гражданских инженеров в Лондоне, Монтесина, генерального директора общественных работ в Мадриде; Харриса, капитана британского королевского флота, большого знатока Красного моря, который несколько лет тому назад занимался идеей канала; де Женуйи, вице-адмирала французского императорского флота, и Жореса, капитана французского императорского флота и члена адмиралтейства.

Собрать за одним столом такое избранное общество представителей европейского транспортного строительства и флота было большой удачей. 



Назад в раздел