Попытки Анфантена добиться справедливости

Попытки Анфантена добиться справедливости

Перевес французского влияния не давал покоя Дюфур-Феронсу. Он упорно размышлял над тем, как изменить ход событий. И вот, кажется, его осенила спасительная мысль. Он пишет письмо Арле-Дюфуру, в котором просит, чтобы Арле-Дюфур обратился к императору Наполеону III и внушил ему идею вступить и контакт с другими европейскими правителями — Францем Иосифом I и королевой Викторией.

«Это трио может сделать все, чего захочет и что необходимо для Суэца. Два императора и одна королева, которая стоит императора, не станут создавать какую-то никчемную канаву. Ибо это было бы только половинчатым решением. Только большой канал, могущий пропускать самые крупные морские суда, отвечает современным требованиям». В заключение он предложил, чтобы концессия, составленная на имя Лессепса, была передана трем монархам, которые бы затем поручили Исследовательскому обществу построить канал.

Эта идея возникла у Дюфур-Феронса не вдруг.

4 января 1855 года император Наполеон III принял Анфантена по его просьбе. Анфантен попросил аудиенции у императора после того, как получил сообщение Лессепса о предоставлении ему египетским правителем концессии на строительство канала. Анфантену был оказан сердечный прием. Императрица, которая уже кое-что знала о канале от своего милого родственника, решительно высказалась за то, чтобы ее муж поддержал членов Исследовательского общества. Императрица ведь не предполагала, что этот чрезвычайно образованный человек с бархатным взглядом молодых глаз является конкурентом ее Лессепса.

Аудиенция прошла вне всяких ожиданий хорошо. Все высказывались за строительство канала. В том числе министры и советники его величества. Министр иностран­ных дел потребовал от Анфантена, чтобы тот как можно быстрее разработал план создания дееспособного обще­ства, которое бы по форме и по существу отличалось от других обществ тем, что было бы ограждено от спекуляций и махинаций финансовых кругов, хотя и не исключало бы участия банков.

Под впечатлением успешной аудиенции у императора Анфантен с головой окунулся в работу. Согласно его проекту, правление общества должны были возглавлять почетные председатели. Выражать интересы Франции, он полагал, должен был кто-то из императорской семьи или граф Морни, председатель Законодательного корпуса. Австрию и Германию мог бы представлять эрцгер­цог Максимилиан I, брат императора Франца Иосифа I, или министр торговли барон Брук. Действовать по поручению Англии надлежало герцогу Нортамберлендскому или президенту Ост-Индской компании. Наконец, представителем Востока мог бы быть паша Мухаммед Саид или его министр иностранных дел. Правлению должна быть подчинена центральная комиссия, в состав которой вошли бы Анфантен, Арле-Дюфур, Дюфур-Феронс и другие члены Исследовательского общества. В качестве генерального директора Анфантен назвал Фердинанда Лессепса, инженерами правления — Полена Талабо, Алоиса Негрелли, Роберта Стефенсона и Линана. Казалось, что в Париже удалось раскрутить ржавые колеса тяжеловесной машины.



Назад в раздел