Нечестный «ход» Лессепса по отношению к Исследовательскому обществу

Нечестный «ход» Лессепса по отношению к Исследовательскому обществу

6 декабря Лессепс заявил руководителям французской группы Исследовательского общества, что паша, хотя и предоставил концессию на строительство канала, но только ему лично, а не Исследовательскому обществу. Лессепс беззастенчиво лгал руководителям французской группы общества, говоря о концессии как о решенном деле. В действительности же у него ничего реального в руках не было. Хотя документ и был подписан, но он подлежал еще утверждению в Стамбуле, тем более что речь шла о передаче части египетской территории частному обществу, в то время когда сам Египет находился в вассальной зависимости от Османской империи. Тот факт, что концессия была выписана на имя Лессепса, на улице Победы считали чистой формальностью. Важным оставалось лишь само разрешение. С огромным воодушевлением и гордостью за нацию писались письма Дюфур-Феронсу в Лейпциг и Негрелли в Вену о крупном успехе земляка и союзника Фердинанда Лессепса.

Немец Альберт Дюфур-Феронс читал письмо со смешанным чувством. И в нем пробудились национальные чувства.

«Самым большим злом я считаю,— писал он Негрелли,— что почти все, кто в настоящее время в Египте занимаются проблемой канала, исключительно французы. Большинство из них можно без колебаний причислить к разряду авантюристов, и мне кажется, что в этой стране постоянно царит дух раздражения между англичанами и французами. То, что концессия выдана на имя одного человека, а не на Исследовательское общество, считаю просто неудачей. Дело канала идет не по тому пути, какой мы стремились ему определить с самого начала. Я имею в виду, что оно развивается не как общее дело крупнейших европейских наций, а как предприятие исключительно французское. Я полагаю, что английская общественность видит опасность в том, что Франция хочет посредством канала укрепить свое влия­ние в Египте, а потом подчинить себе эту страну, так же как в свое время Алжир. При таком развитии событий канал никогда не будет построен, поскольку Англия станет противиться этому».



Назад в раздел