Победа англичан в схватке «канал - железная дорога»

Победа англичан в схватке «канал - железная дорога»

В октябре 1850 года в Каире внезапно появился инженер Роберт Стефенсон.

А спустя несколько дней после его приезда в городе распространился слух, будто Аббас-паша дал согласие на прокладку железной дороги. Но при условии, что рабочих будет поставлять сам, что строительство также будет финансировать сам и что одновременно с железной дорогой Суэц—Александрия будет построен железнодорожный путь между Суэцом и Каиром. Но все это не меняло конечного результата: партия «канал или железная дорога» завершилась в пользу железной дороги.

Вконец расстроенный французский генеральный консул смог послать в Париж только следующее объяснение:

«Правитель — человек нерасчетливый, щепетильный. Египту грозит опасность превратиться в британский протекторат».

Французский и австрийский генеральные консулы предприняли еще одну отчаянную попытку добиться разрешения Египта на строительство канала. Но все было напрасно. Когда консулы проиграли, за дело взялись послы.

Ареной борьбы стал Стамбул, столица Османской империи. Французский посол маркиз де ля Валетт, пытался убедить турецкое правительство, что строительство железной дороги приведет к таким политическим осложнениям, которых лучше избежать. Не принесет ничего хорошего оно и населению Египта, да и для транспортировки грузов большого значения иметь не будет. По его словам, дорога даже не вернет вложенных в нее средств и, кроме того, поставит под угрозу свободу действий египетского правительства.

Какую трогательную заботу проявлял маркиз де ля Валетт о независимости Египта!

Английский посол сэр Стрэтфорд-Каннинг в свою очередь указывал на то, что строительство железной дороги является вопросом местного значения, входит полностью в компетенцию Египта и поэтому Стамбулу-де не пристало вмешиваться. Канал же представляет проблему по существу международную, и разрешить ее вправе лишь Стамбул.

18 июля 1851 года Аббас-паша, к вящему неудовольствию Франции и Австрии, подписал соглашение о строительстве железной дороги из Александрии в Каир.

Французский консул так прокомментировал случившееся:

«Это произошло под давлением британского золота. Аббас-паша полностью в руках англичан. Следовало бы убедить султана в Стамбуле, что Аббас-паша — идиот или бунтовщик, с тем чтобы султан низложил его с египетского трона».

Казалось, консул потерял всякую выдержку. Дипломатическое поражение окончательно вывело его из равновесия.

Англичане тем временем довольно потирали руки. Аббас-паша получал поздравления от разных британских фирм.

Особенное остроумие проявил австрийский посол, граф Буоль, в своем сообщении министру, князю Шварценбергу:

«Проблема защиты интересов в корне изменила роли двух великих держав. Великобритания, которая до сих пор выступала за укрепление полномочий Стамбула, в настоящее время печётся о независимости Египта. Франция же, готовая ещё совсем недавно воевать хоть со всей Европой в интересах Египта, сейчас пустилась в интриги, чтобы усугубить вассальную связь».

В июне 1854 года железная дорога Александрия – Каир была построена. А в июле был убит Аббас-паша.



Назад в раздел