Минуты триумфа Нергелли

Минуты триумфа Нергелли

Наступил момент, когда Швейцария уже кажется ему слишком малым полем деятельности. В 1840 году он возвращается в Австрию, где ему предложили пост генерального инспектора строительно-технических работ Северной дороги имени императора Фердинанда. Спустя год ему поручено руководство подготовительными работами по строительству Северной дороги, в частности участка Вена — Прага, а затем ее продолжения до саксонской границы.

Но в то время известный инженер Алоис Негрелли уже не мог выступать в чешских землях как пионер железных дорог.

В 40-х годах чешские инженеры имели репутацию лучших специалистов европейского транспортного строительства. Герстнер-старший разработал теоретические основы современного транспорта, сухопутного и водного. Герстнер-младший спроектировал и построил первую рельсовую дорогу на Европейском континенте, конную дорогу из Линца в Ческе-Будеёвице. Он же построил первую железную дорогу в России, предназначавшуюся лично для царя,— из Петербурга в Царское Село. Продолжателем его дела в России стал его ученик и соратник Ян Пернер.

В 1842 году начаты были работы на линии Прага — Оломоуц. И когда в памятный день 20 августа 1845 года под колокольный звон в Праге остановился тяжело пыхтящий, украшенный цветами паровоз «Чехия», который привез из Оломоуца первый поезд, с него сошли Ян Пернер и Алоис Негрелли, строители дороги. Благодарная Прага присвоила Негрелли звание почетного гражданина города. Пернер, талантливый инженер и большой патриот, пережил триумфальный въезд в Прагу только на 20 дней. Во время одной из последующих поездок близ станции Хоцень он неосторожно высунулся из окна, чтобы посмотреть издали на тоннель — дело своих рук, ударился о деревянный столб и был смертельно ранен.

На строительстве дороги от Праги до Дечина Негрелли работал уже без своего коллеги.

Император Франц Иосиф I возвел Негрелли в дворянское достоинство. Но вовсе не за его заслуги в постройке железных дорог Оломоуц — Прага, Прага — Дечин, а за прекрасную организацию военного транспорта маршала Йозефа Радецкого в Ломбардии, что способствовало победе австрийских войск над королем Сардинии Карлом Альбертом. В качестве дворянского предиката Негрелли избрал девиз «von Moldelbe» — рыцарь влтавско-лабский.



Назад в раздел