Противостояние – английская железная дорога против французского канала

Противостояние – английская железная дорога против французского канала

А когда Англия вместе с турецким султаном, вызвав восстания в Сирии, Ливане и Палестине против Мухаммеда Али, заставили его покориться, влиятельные английские круги вновь проявили интерес к строительству железной дороги. Мухаммед Али вынужден был разрешить английским купцам, осевшим в Александрии, рассылать своих агентов по всему Египту, где они за гроши скупали у феллахов первоклассный хлопок, который затем по высоким ценам продавали ланкаширским текстильным фабрикам в Англии. В начале своего правления Мухаммед Али ввел государственную монополию на закупку хлопка, с тем, чтобы доходы шли в государственную казну. В новой ситуации железная дорога для англичан была бы весьма выгодной. Она значительно упростила бы и удешевила доставку хлопка в александрийский порт.

И вот началась напряженная конкуренция — английская железная дорога против французского канала.

Французский генеральный консул господин Барро убеждал Мухаммеда Али, что Франция желает Египту самого лучшего, советуя не разрешать строительство англичанами железной дороги.

- Ваше величество, Франция стремится только уберечь Египет от английского господства,— заверял господин Барро Мухаммеда Али.

Затем правителя Египта посетил английский генеральный консул, господин Муррей, и заверил его, что Англия действует в интересах Египта, советуя его величеству не допускать сооружения канала.

- Дело это чрезвычайно дорогое и рискованное,— сказал Муррей.— Кроме того, существует угроза, что Египет попадет в зависимость от Франции. Лица, которые пытаются склонить ваше величество к этому шарлатанскому замыслу, преследуют только цель отвлечь ваше величество от строительства железной дороги, которое во всех отношениях было бы более практичным и несравнимо более дешевым предприятием.

Но Мухаммед Али прекрасно понимал цену всем речам. Он упорно стоял на своем: «Я не буду заниматься ни одним из проектов, пока не построю плотину на Ниле, а для этого нужно еще несколько лет».

В 40-х годах XIX века в Александрии на посту австрийского генерального консула был активный и вез­десущий господин Лаурин. Как и многие до него, он также увлекся идеей прорытия канала через перешеек.

Австрию Мухаммед Али не считал таким опасным соперником, как Англию и Францию, поэтому Лаурина от слушал с большим вниманием. Австрийский консул стремился убедить правителя в том, что соединение вод Красного и Средиземного морей прославит его больше, чем все его завоевания. Говорил Лаурин красиво и увлекательно.

- Но как только канал будет закончен, его тут же захватят англичане,— парировал Мухаммед Али.

Лаурин пытался его убедить, что такие опасения безосновательны.

- Европейские державы очень заинтересованы в том, чтобы канал не был под контролем одного государства.

- Дайте мне гарантии, что канал останется в моей собственности и собственности моих наследников и, что я буду иметь право собирать плату за проход через канал, которая бы мне возместила расходы на постройку и эксплуатацию и обеспечила солидный доход, и я вам даю концессию на строительство,— заявил Мухаммед Али.



Назад в раздел