Анфантен – тот, кого не покидали мысли о постройке канала

Анфантен – тот, кого не покидали мысли о постройке канала

В тот самый момент, когда Лессепс во время вынужденного карантина на французском судне, бросив­шем якорь на александрийском рейде, изучал записи инженера Лепера о возможности сооружения Суэцкого канала, в затхлой камере парижской тюрьмы Сент-Пелажи размышлял о той же проблеме человек, известный под именем отец Анфантен.

Полное его имя Бартелеми Проспер Анфантен. От роду тридцати шести лет, большие глаза, одухотворенный взор, густая волнистая шевелюра. Сын разорившегося парижского банкира. После окончания лицея семнадцатилетний Анфантен продолжил учебу в Парижской политехнической школе. Проявил большие способности, но учебу не закончил, так как после двух лет занятий был исключен за политическую деятельность. Какое-то время торговал вином. Позже благодаря друзьям получил работу в известном парижском банкирском доме. После краткой практики его послали представителем этого дома за рубеж. Путешествовал по Германии, Швейцарии, жил одно время в Петербурге, где чередовал скучную работу банковского чиновника с посещением философских кружков петербургского просвещенного общества.

После возвращения в Париж Анфантен познакомился с учением известного социалиста-утописта, графа Клода Анри Сен-Симона. В результате торговый агент и банковский чиновник стал одним из самых ярых сторонников человека «гениальной глубины видения», как характеризовал французского мыслителя Карл Маркс. После смерти Сен-Симона в 1825 году дело его продолжил именно Анфантен. В Париже тех времен стало модой считать себя приверженцем новой религии под названием «новое христианство», которая должна была быть основана не на признании неких божественных догм и явлений, а на приоритете развития промышленности и техники. Эти мечтатели искали спасение мира в техническом и научном прогрессе. Среди них были известные экономисты, философы, банкиры, инженеры, врачи, писатели, журналисты. В их собраниях и дискуссиях принимал участие в качестве почетного гостя и великий немецкий поэт Генрих Гейне.

Последователей Сен-Симона обыватели считали фантазерами и мечтателями, монархистская Франция и ее полиция — революционерами и бунтовщиками, рабочие вожди и социалисты — сектантами.



Назад в раздел