Суэцкий и Панамский каналы – важные международные водные пути

Суэцкий и Панамский каналы – важные международные водные пути

Международное значение Суэцкого и Панамского каналов не только велико, но и взаимосвязано. Для ря­да районов земного шара пути через Суэц или Панаму являются альтернативными. Юго-Восточная Азия, например, может тяготеть к грузопотокам через Суэцкий или Панамский канал в зависимости от конкретных условий. Более того, какие-либо непредвиденные обстоятельства могут резко менять всю картину, увеличивая зону тяготения одного из каналов. Так было в годы вынужденного бездействия Суэцкого канала в период израильской агрессии, когда удлинение путей в Индийский океан, проходивших временно вокруг Африки, сразу расширило район тяготения Панамской трассы. Таким образом, налицо довольно тесная связь в значении двух каналов. И хотя в книге Д. Гальского об этом нет ни слова и, казалось бы, увлекательные истории прорытия каналов в Египте и Панаме объединены в основном авантюрной жизнью Фердинанда Лессепса, мы при более глубоком взгляде приходим к выводу, что это не совсем так. Постепенно начинает выявляться скрытая для непосвященных глаз зависимость между двумя грандиозными вначале проектами, затем стройками, в настоящее же время — стратегическими объектами.

При этом необходимо учитывать неизмеримо усилившуюся роль Мирового океана в целом. Быстрое развитие морских перевозок привело к тому, что сейчас 80% товаров международной торговли доставляются морем. Увеличение населения Земли, научно-техниче­ский прогресс повысили спрос на продовольственное и минеральное сырье, который все более удовлетворяется за счет освоения Мирового океана. Интенсивность использования пространств и ресурсов Мирового океана повышается из года в год.

В этих условиях два крупнейших канала, Суэцкий и Панамский, связывающие непосредственно между собой Атлантику, Индийский и Тихий океаны, или, иными словами, более 95% водной площади Земли, по праву рассматриваются как регуляторы, контролирующие, во-первых, главные морские пути и, во-вторых, доступ к основным водным пространствам. Отсюда их нисколько не уменьшившееся, а, напротив, возросшее стратегическое значение.

В отличие от прошлого сейчас, когда столь важную роль в мировой стратегии играют военно-морские силы, те акватории, которые соединяют между собой океаны, приобретают еще большую значимость. К таким ключе­вым переходам из одного бассейна в другой относятся прежде всего Суэцкий и Панамский каналы.

Впрочем, в современных условиях они очень важны и экономически. Владелец канала, пропуская через него суда, тем самым раскрывает перед ними дорогу к мор­ским пространствам, или, как их стали сейчас называть специалисты, к «пространственным ресурсам». В принципе это дает возможность владельцам каналов взимать в виде сборов не только возмещение расходов по постройке каналов (которые уже давно перекрыты во много раз) и затрат по поддержанию и модернизации каналов, но еще и дополнительную ренту. Не этим ли объясняются те цифры крупных доходов, которые были приведены выше?

Вот какие серьезные и важные вопросы кроются за страницами книги. Тем более велика заслуга автора, который смог написать ее легко и интересно.

Закончив чтение, вы неизбежно погружаетесь в мир глубоких раздумий. Постепенно в облике самих исторических деятелей, прошедших перед нами,— Лессепса, Колумба и многих других лиц разного масштаба и рангов — отходят и наконец исчезают вовсе авантюризм, тщеславие, жажда признания и другие страсти. На пер­вый план выступает положительный итог их жизней — дерзания, открытия, свершения. Как результат их неутомимой энергии, поистине исступленных поисков и стремлений остается все то полезное, что сохранилось и перешло в сегодняшний день. Мало-помалу из памяти уходит весь этот калейдоскоп искателей приключений, авантюристов, мошенников, твердолобых политиков, а с ними вместе интриги, скрытые и явные расчеты, миллионы и миллиарды франков, долларов. Тем с большим уважением мы начинаем вспоминать тех, кто подвижнически, без саморекламы, бескорыстно и смело боролся за прогресс. Благородного и самоотверженного Анфантена, прекрасных инженеров Негрелли и других, мудрого Гёте. Одним словом, всех тех, кому мы обязаны не только двумя грандиозными стройками, но в известной мере и самим движением к будущем.



Назад в раздел