Новый фигурант на арене строительства каналов

Новый фигурант на арене строительства каналов

Одной из стран, претендующих на сооружение канала, стала Колумбия. В начале 1985 г. президент этой страны подписал декрет, разрешающий строительство межокеанского канала на колумбийской территории. Имеющийся проект, как сообщила пресса, поражает своими масштабами. Канал сможет пропускать любые суда, включая танкеры-гиганты. Основным руслом для канала послужат реки Атрато и Труандо. Проект предусматривает их углубление до уровня моря, следовательно, канал будет без шлюзов. Проектная стоимость канала определена в 2 млрд. долларов, а окончание строительства намечено на 2000 г. Соглас­но декрету, канал будет находиться под полной юрис­дикцией Колумбии. Не разрешено участие в строи­тельстве канала иностранных компаний.

Вместе с тем, как действующему каналу, так и новым, еще находящимся на стадии проектирования, угрожает сильная конкуренция.

Дело в том, что в свое время мощным стимулом для постройки Панамского канала являлась необходимость перевозки грузов морем между Атлантическим и Тихоокеанским побережьями США, а также из Европы в порты западных штатов США и обратно. Такая транспортировка была значительно дешевле, чем сухопутная, через всю территорию Соединенных Штатов. В настоящее время научно-технический прогресс привел к созданию многочисленных прямых смешанных сообщений двумя видами транспорта: морским и сухопутным. Стали функционировать так называемые «сухопутные мосты» («лэнд бридж») с использованием контейнеров и других технических средств, ускоряющих, облегчающих и, что очень важно, удешевляющих перевозку. Стало выгодно перевозить товары таким способом в направлении Европа — западные штаты США и далее через Тихий океан до Японии (равно как и в обратном направлении). Появились и трубопроводы для перекачки нефти из Аляски.

Очевидно, что подобная конкуренция отвлекает много грузов от Панамского канала. Тем не менее имеющиеся на этот счет прогнозы не перечеркивают ни целесообразность модернизации действующего Панамского канала, ни прорытие новых. Объяснение этого во многом кроется в большом росте тихоокеанских перевозок.

В недалеком будущем, как утверждает один из ведущих японских экономистов Хиро Токуяма, ссылаясь на возрастающую долю зоны тихоокеанских стран в мировой промышленной продукции, в используемых ресурсах, на экспортных рынках, а также на прогресс указанных стран в области путей и средств сообщения, центр мировой экономики переместится в район Тихого океана.

Промышленное развитие Японии, быстрое вовлечение в мировую морскую торговлю других стран Юго- Восточной Азии и Китая, а также тихоокеанских штатов США повышают значение бассейна Тихого океана для международного судоходства. Соответственно растет роль канала, соединяющего две наиболее оживленные акватории Мирового океана, совокупный грузооборот на которых достигает 90% объема мировой морской торговли.



Назад в раздел