Панамский канал: значение и перспективы

Панамский канал: значение и перспективы

Пока же в зоне канала находятся шесть военных баз США: одна — для сухопутных вооруженных сил, три военно-морские и две военно-воздушные.

Канал имеет очень важное значение для международной морской торговли, судоходства, а следова­тельно, и для мировых экономических связей в целом. Объем работы канала со дня его постройки быстро возрастал: с 1914 по 1950 г. по каналу прошло 140 тыс. судов, к 1980-м годам эта цифра возросла до 600 тыс. Сейчас ежегодно судооборот составляет до 20 тыс. и более судов и грузооборот свыше 140 млн. т. Всего за время работы после своего открытия Панамский канал пропустил 4 млрд. т грузов.

Не следует также недооценивать Панамский канал как коммерческое предприятие. Ежегодный доход США от эксплуатации канала составлял еще в недавнее время 150 млн. долларов, из этой суммы лишь 2,3 млн. долларов выплачивались Панаме в качестве аренды. Только после договоренности, достигнутой в 1977 г. под давлением революционной обстановки в Панаме, ежегодные выплаты этой стране возросли с 2,3 млн. до 10 млн. долларов. Кроме того, еще 10 млн. долларов США должны теперь выплачивать Панаме из суммы сборов.

В последнее время возник ряд новых технических, экономических, политических проблем, которые несомненно повлияют на будущее Панамского канала.

В связи с так называемой «транспортной революцией» в Мировом океане размеры морских судов резко возросли. Если еще в 1950-х годах судно, имеющее водоизмещение 10—20 тыс. т, считалось «большим», то сейчас танкеры для перевозки нефти и других наливных грузов либо суда для транспортировки насыпных и на­валочных грузов (балкеры) водоизмещением в несколько сот тысяч тонн (100, 200, 300 тыс. и более) никого не удивят.

Между тем существующий канал пропускает суда размером до 65 тыс. т.

Возникла необходимость расширения и модернизации канала. По имеющимся оценкам, на это потре­буется 400—600 млн. долларов. Одновременно не прекращаются переговоры о создании еще одного искусственного водного пути между Атлантикой и Тихим океаном. Летом 1985 г. США, Япония и Панама завершили совместное изучение возможности строительства второго Панамского канала, бесшлюзового, на уровне моря, который сможет пропускать суда водоизмещением до 500 тыс. т. Изучаются также проекты прокладки вдоль канала железных и шоссейных дорог, которые будут использоваться для дополнительной перевозки грузов. Но этим не ограничиваются планы проведения новых каналов.



Назад в раздел