Крах карьеры Лессепса

Крах карьеры Лессепса

Однако вернемся к карьере Фердинанда Лессепса, точнее, к концу его карьеры. Разумеется, жульничество взятки, растраты и другие аферы способствовали провалу панамской кампании. Верно и то, что в техническом отношении строительство Панамского канала оказалось гораздо более сложным по сравнению с Суэцким каналом, но при всем том не следует сбрасывать со счетов и политические причины.

Уже на следующий год после создания в Париже под руководством Лессепса акционерного общества в 1880 г. тогдашний президент США Хейс напишет в послании конгрессу: «Высшие интересы страны требуют, чтобы канал был под американским контролем. Мы не можем согласиться на предоставление этого контроля какой-либо другой стране». Начав постройку Панамского канала, Лессепс не мог не войти в столкновение с интересами определенных кругов в США. И это столкновение не могло не окончиться для него трагически. После краха акционерного предприятия переход строительства в руки американцев был вопросом лишь времени. Но когда это произойдет, Лессепса уже не будет в живых.

Автор книги очень правдиво описывает дальнейший ход работ на Панамском канале, которые были завер­шены в 1914 г. Интересно подчеркнуть, что для международного судоходства канал был открыт лишь в 1920 г., спустя еще шесть лет. Для придания видимой законности своему фактическому захвату зоны канала правительство США настояло на подписании в 1936 г. дополнительного соглашения о «защите» Панамы и канала американскими вооруженными силами. Зона канала между тем оставалась оккупированной Соединенными Штатами. Борьба панамского народа против этой оккупации продолжалась многие десятилетия, прежде чем в 1974 г. американское правительство было вынуждено согласиться на совместное заявление с Панамой о принципах нового договора. Дальнейшие переговоры были долгими и трудными. В 1977 г. были подписаны два документа: Договор о Панамском канале и Договор о постоянном нейтралитете и эксплуатации Панамского канала. Соединенные Штаты были вынуждены сделать ряд уступок и, что очень важно, и согласиться на полную передачу Панаме управления, эксплуатации и обслуживания канала начиная с 2000 г.



Назад в раздел