Рождение идеи постройки Панамского канала

Рождение идеи постройки Панамского канала

Идея постройки канала рождается уже при первом знакомстве европейцев с Панамским перешейком. Всего лишь через три десятилетия после путешествий Колумба, в 1529 г., испанец Альваро Сааведра уже выступает с таким предложением. Спустя еще пять лет испанский император Карл V распоряжается изучить на месте вероятность прорытия канала. Затем в 1550 г. моряк Антонио Гальвао публикует книгу с изложением четырех вариантов канала. Позже мысль о постройке искусственного водного пути через Панамский пере­шеек высказывается неоднократно, пока наконец в прошлом столетии, когда сооружение канала представляется всем делом реальным, не разгорается политическая борьба между основными соперниками: США — с одной стороны, Англия и Франция — с другой. В итоге ловких маневров Англия вынуждает Соединенные Штаты подписать договор 1850 г., который стал известен как «договор взаимного недоверия». По его тексту обе державы гарантировали нейтралитет любого канала, который будет проложен между двумя океанами. Однако спустя уже менее чем два десятилетия США выдвинут требование, чтобы канал был только американским. Это было декларировано в 1869 г., при президенте Гранте. Несколько позднее известный американский геополитик, создатель теории так называемой «морской силы» контр-адмирал Мэхэн, в статье «Уроки войны с Испанией» потребует скорейшего сооружения Панамского канала, с тем чтобы обеспечить господство США в Карибском море и пользоваться каналом для быстрой переброски военно-морского флота США из Тихого океана в Атлантику и обратно.

И вновь на мировой арене возникает как по мановению волшебной палочки наш давний знакомый — неутомимый Лессепс, на этот раз уже не один, а вместе с зятем — Бюно-Варильей, которого пресса позже аттестует как международного афериста. Лессепс горячо принимается за дело. В 1876 г. он увлекается проектом инженера Ваза и покупает его, а также концессию и общей сложности за 10 млн. франков. В конце 1879 г. Лессепс отправляется с группой инженеров н Панаму. В 1880 г. инженеры представляют отчет. Расходы оцениваются в 843 млн. франков. При этом, как выяснится впоследствии, не были учтены проценты на расходуемые суммы и многое другое.

Работы на Панамском канале начинаются в 1881 г. на том месте, где Колумб в свое четвертое путешествие искал проход к восточной части Индии. Организованная Лессепсом компания за период 1879—1889 гг. расходует 1274 млн. франков (что составляло по курсу того времени 255 млн. долларов) и терпит банкротство, одновременно разорив тысячи акционеров, которые неосмотрительно доверили ей свои сбережения. С тех пор на долгие годы, вплоть до настоящего времени, слово «панама» (в кавычках) использовалось как синоним крупного финансового скандала. В Париже последовала серия разоблачений и судебных процессов. Сам Лессепс был приговорен к тюремному заключению. Впрочем, приговор вскоре был пересмотрен.

В книге подробно рассказано, как в результате политических маневров и заговоров, совсем в духе «шпионских» романов, Соединенные Штаты вступили в права наследства обанкротившейся компании, закончили стройку и в конечном итоге на долгие десятилетия установили свою власть над Панамским каналом. Но политические интриги и закулисная борьба будут сопровождать и в дальнейшем историю Панамского ка-нала до наших дней. Эта борьба не будет бескровной, многие заплатят за нее своей жизнью, и можно было бы дополнить книгу драматическими рассказами не об одной судьбе. Достаточно хотя бы сослаться на темную историю о гибели панамского президента Торрихоса Эрреры, этого страстного защитника независимости своей страны и противника господства США. Президент погиб при таинственных обстоятельствах, которые до конца не выяснены.



Назад в раздел