Технические и финансовые аспекты канала

Технические и финансовые аспекты канала

Канал был закончен не в шесть лет, как предпола­галось, а в десять лет. Наконец 16 ноября 1869 г. он был торжественно открыт. Первоначально длина его равнялась 160 км, ширина по зеркалу воды — 60—110 м, по дну — 22 м, глубина фарватера — 8 м. Чтобы прорыть его, потребовалось переместить 75 млн. м3 земли.

В наше время Суэцкий канал имеет общую длину 172 км, в том числе собственно канал около 160 км, а искусственно углубленные подходные фарватеры со стороны Средиземного и Красного морей соответственно 9 и 3 км.

После 1980 г., когда была завершена очередная модернизация, глубина судоходного фарватера составила

16.2  м, что обеспечивает проводку судов водоизмещением до 150 тыс. т при полной загрузке и до 300 тыс. т в балласте. С окончанием следующего этапа работ по усовершенствованию через канал смогут проходить суда водоизмещением до 265 тыс. т с грузом.

Однако Суэцкий канал не только грандиозное техническое сооружение, но и крупное коммерческое предприятие. Интересна финансовая сторона деятельности канала.

Первоначально Лессепсом был собран капитал в 200 млн. франков. Однако этих средств не хватило, тем более что много денег ушло на подкуп должностных лиц, на рекламу канала в Европе и на личные расходы самого Лессепса и других воротил компании. Поэтому был сделан еще облигационный заем в 166,6 млн. франков, потом ряд других. Общая величина капитала к 1872 г. достигла 475 млн. франков, к 1892 г.— 576 млн. франков. С 1872 г. канал стал приносить акционерам чистый доход. Общая сумма доходов в 1895 г. составила 80,7 млн. франков, а чистого дохода — 55,7 млн. франков. Появилась возможность выплачивать крупные дивиденды. В 1891 г., например, владелец акции в 500 франков по­лучал прибыль 112 франков 14 сантимов. В дальнейшем акции «Всеобщей компании Суэцкого морского канала» стали предметом азартной биржевой спекуляции. Они котировались на бирже все выше и выше. В 1914 г. за акцию в 250 франков фактически платили 5 тыс. фран­ков, в 1936 г.— 25 тыс. франков, а после второй мировой войны их стоимость повысилась до 80 тыс. и даже до 100 тыс. франков.

Тем временем росли масштабы работы Суэцкого канала. Увеличение грузопотока через канал отражало его постоянно возраставшее значение. В 1870 г. через канал прошло 486 судов с 436 тыс. т грузов, в 1893 г.— 3,3 тыс. судов и 7,7 млн. т грузов, в 1913 г.— 5,1 тыс. судов и 20 млн. т грузов. В 1983 г. по каналу проследовало 22,2 тыс. судов, а количество перевезенных грузов достигло 256,7 млн. т.

Увеличение объема работы способствовало дальнейшему росту доходности Суэцкого канала. В 1955 г., перед национализацией канала, компания выплатила акционерам 12,4 млрд. франков прибылей. В то же время Египту, на территории которого находится канал и который предоставил основную рабочую силу для его постройки, было выплачено всего. 1,1 млрд. франков. Спустя три десятка лет после национализации канала Египтом и дальнейшего роста доходов сумма сборов превысила 900 млн. долларов.

Такова, очень коротко, многогранная история Суэцкого канала, история, которая еще далеко не закончена.



Назад в раздел