Суэцкий канал – творение инженерного гения Анфантена

Суэцкий канал – творение инженерного гения Анфантена

Разумеется, Суэцкий канал поражает не только своей историей, так тесно связанной с политикой. Суэцкий канал — это детище смелой человеческой мысли, создание инженерного гения, результат тяжелого труда, который стоил жизни многим тысячам людей, погибших при его постройке от непосильной работы, жары, болезней.

Среди тех, кто вынашивал идею создания канала, страстно ее пропагандировал и защищал как стройку будущего, особого упоминания заслуживает Бартелеми Проспер Анфантен.

Идея канала была дорога Анфантену как выражение возможностей научно-технического прогресса, в котором Анфантен видел прежде всего средство для улучшения жизни рабочих. Иногда пишут, что вера Анфантена в магическую силу технического прогресса была наивной. Но вправе ли мы сейчас упрекнуть его в этом? От Суэцкого канала Анфантен ожидал вполне конкретной пользы для рабочих. Постройка и открытие канала должны были привести к оживлению в промышленности и торговле, увеличить занятость, а следовательно, сократить безработицу. Именно поэтому Анфантен горячо боролся за постройку канала.

Анфантен был учеником великого французского просветителя Сен-Симона, который, по словам Маркса, выступил «как выразитель интересов рабочего класса». За свои взгляды Анфантен сидел в тюрьме, претерпел много лишений. Но он бескорыстно любил людей и отстаивал идеи не для своей пользы, а для пользы общества. Когда Лессепс фактически похитил идею канала и, перехватив руководство, отстранил Анфантена, тот лишь сказал, что в конце концов самое главное то, что канал будет построен. Благо других, а не свое собственное составляло цель и счастье его жизни. Ведь он был социалистом-утопистом.

Авантюры прошлого творились авантюристами, великие дела рождались в умах и сердцах таких людей, как Анфантен.

Однако великие мысли, когда речь идет об инженерных сооружениях, требуют еще и специалистов, способных дать им техническое решение.

Еще в 1846 г. образовалось международное общество по исследованию проблемы Суэцкого канала, в котором активную роль играли видные инженеры того времени: француз Талабо, австриец Негрелли, англичанин Стефенсон. В конечном итоге Суэцкий канал был сооружен при участии Негрелли и таких специалистов, как Дюфур-Феронс, Линан и Мужель. Технические, организационные и экономические трудности при этом были весьма велики.



Назад в раздел