Немного истории

Немного истории

Четыре тысячи лет тому назад из Средиземного моря в Красное уже пролегал путь на Восток. Это было время высокой культуры Древнего Египта. До наших дней дошли удивительные произведения той эпохи. Вот, например, поэтичные строки в переводе Анны Ахматовой, исполненные необъяснимой нежности и грусти:
Приходит ветер — 
и слетает к сикомору,
приходишь ты — 
спешишь ко мне.
Но 120 тыс. египтян погибли на постройке канала от Нила до Красного моря. Согласно некоторым истори-кам, работы по его сооружению были начаты при фараонах XII династии Среднего царства. Великий историк древности Геродот напишет об этом: «У Псамметиха был сын Нехо, который после него сделался царем Египта. Он первый начал прорытие канала, ведущего в Эритрейское море, того самого, который потом был вырыт персидским царем Дарием. Длина канала четыре дня плавания, а широк он настолько, что по нему могут идти гонимые веслами две триремы рядом, вода в него проведена из Нила...». Позднее работы на канале возобновлялись при Птоломее II Филадельфе, правившем Египтом между 285 и 247 гг. до н. э., при римском императоре Траяне (53—117 гг. н. э.).
При Дарии I, как утверждается в найденной в районе Суэца клинописной надписи с параллельным египетским текстом, «корабли пошли из Египта в Персию». Последующие завоеватели Египта совершенствовали канал, и он просуществовал около 1000 лет. Канал, прорытый в обход Суэцкого перешейка, от Нила до Арсиноя (около нынешнего Суэца), был описан многими древними: Геродотом, Диодором Сицилийским, Страбоном, Плинием Старшим.
Египтяне пользовались каналом для плавания в Пунт (на территории современного Сомали) за миррой и ла-даном, золотом, диковинными растениями и животными.
Много столетий спустя, в средние века, в 776 г. уже нашей эры, после завоевания арабами Передней Азии, Египта, других стран Северной Африки и Юго-Западной Европы, движение по каналу было закрыто. В последующие одиннадцать столетий канал засыпало песком.
Между тем перекрытие водного пути на Восток подталкивало и к попыткам его восстановления, и к поискам новых маршрутов, как сухопутных, так и морских. В частности, одна из целей крестовых походов в 1096—1270 гг. заключалась в насильственном возрождении «великого восточного пути». После неудачи крестоносцев евро¬пейцами был совершен ряд путешествий в страны Азии. Вспомним хотя бы переход Марко Поло в 1271 —1295 гг.
Первыми морскую дорогу в Индию и другие страны Востока стали успешно искать португальцы. Открытие ими в XV в. пути вокруг Африки на время разрешило вопрос о мореплавании из Европы в Индийский океан. Тем не менее, сама идея соединения Средиземного моря с Красным и восстановления, таким образом, прямого, более короткого пути, полностью не исчезла.



Назад в раздел