Автор ведёт нас через историю создания двух каналов

Автор ведёт нас через историю создания двух каналов

Помимо Лессепса, на страницах книги живут и действуют многочисленные исторические лица, те, кто желал постройки каналов, и те, кто противился этому, и мы невольно можем склониться к тому, чтобы составить наше мнение об этих лицах по их отношению к Лессепсу, к его делу, поскольку через историю людей автор фактически излагает историю создания двух каналов. Среди врагов Суэцкого канала выделяется лорд Пальмерстон, этот уже состарившийся к середине прошлого века руководитель британской политики. И вот энергичный французский дипломат, боровшийся за сооружение Суэцкого канала, что отвечало интересам Франции, столкнулся с лордом Пальмерстоном, врагом всяких каналов и любых новшеств, которые могли бы нанести ущерб британскому морскому могуществу. Француз проявлял чудеса ловкости, обаяния и энергии. Старый же британец оставался незыблемым и непреодолимым, как скала. В подобных столкновениях разных, непохожих характеров решались судьбы грандиозных строек в Египте и затем в Панаме, и поэтому мы подчас воспринимаем книгу, а иными словами, и саму историю этих гигантских строек как драму главных персонажей, их человеческих страстей, как новый роман из «человеческой комедии» великого французского романиста.

Но Д. Гальский — не только литератор. Он, прежде всего, историк, и, будучи им, он прекрасно осознает, что в истории за желаниями и поступками отдельных личностей стоят объективные потребности и процессы развивающегося человеческого общества. В случае с прокладкой Суэцкого и Панамского каналов — это промышленная революция, выход на авансцену буржуазии, нарастание противоречий между основными империалистическими державами, вызов народов мира колониализму и неоколониализму.

Драматическая история строительства великих каналов — это не только борьба за осуществление смелых инженерных проектов, но и борьба за решение социальных, общественных проблем, наконец, вопросов внешне­политического характера, большинство из которых не потеряло остроту и в наши дни.

Каждый из каналов соединяет воедино два крупнейших водных пространства: Суэцкий — Атлантику

и Индийский океан, Панамский — Атлантический и Тихий океаны. Через оба канала нескончаемым потоком проходят торговые суда с грузами и без них, военные корабли... Какое это имело значение в прошлом? Важно ли это в нынешние дни?

Рассмотрим, впрочем, по порядку.



Назад в раздел