Первый постоянный мост через реку Нева

Первый постоянный мост через реку Нева

Первый постоянный мост через Неву был построен Г. Соловьёвым в 1773 году. Так, для его возведения подготовили специальные надежные и качественные плашкоуты. Именно этот мост впоследствии долгое время служил переправой через Неву. Разобрав его осенью, мост снова наводили весной после ледохода. Начиная с 1779 года, мост стал наводиться не только осенью, но и зимой. Для этого во льду делали канал и устанавливали плашкоуты. Никого не пугал этот долгий и трудоёмкий процесс. Чтобы иметь зимой надёжную переправу, люди справлялись со всеми трудностями.
Уход за мостом обходился властям дорого, поэтому за проход и проезд по нему брали деньги: одну копейку за проход, две копейки за проезд на лошади и пять копеек за проезд на карете. Это продолжалось до 1754 года, когда Елизавета отменила плату.
Мост часто достраивался, перестраивался, и постоянно проверялась его надёжность. Так, в 20-х годах 19 века вместе с реконструкцией Сенатской площади перестроили и мост. К его дизайну добавили береговые устои со спусками, ограждённые перилами, а также достроили конструкцию для пропуска судов. Освещённый керосиновыми фонарями, мост составлял в ширину 18 метров. Тротуары, отделявшие его от проезжей части, были равны 1,8 метрам.
Постоянный металлический Николаевский мост был построен в далеком 1850 году (возведен на месте современного моста Лейтенанта Шмидта), этот наплавной мост переместили выше вдоль реки Невы, ближе к Стрелке Васильевского острова и переименовали на Дворцовый. Однако после работ в 1912 году по сооружению металлического Дворцового моста, наплавной мост снова обрёл своё место и вернул своё название Исаакиевский. В 1916 году на мосту произошёл пожар. Причиной этому послужил запас керосина, находящийся на одном из плашкоутов. Жарким июньским днём мимо моста проплывал пароход. От его искры керосин загорелся, а вместе с ним – и мост. Пожарные прибыли слишком поздно: от моста остались лишь кусочки, плывшие вниз к Николаевскому мосту.
К сожалению, никто не стал заниматься восстановлением моста. На этом закончилась история первого моста через Неву.
Если в наши дни с Васильевского острова посмотреть на то место, где стоит Медный всадник, то можно увидеть старые каменные устои наплавного Исаакиевского моста.


Назад в раздел